Депутаты нижней палаты Парламента Узбекистана рассмотрели законопроекты, направленные на укрепление прав женщин
Большая часть законопроектов, рассмотренных депутатами на состоявшемся 14 августа 2019 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса, отличается общественно-политической, социально-экономической направленностью.
Депутаты сначала рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением правовой защиты кредиторов и совершенствованием механизмов финансирования предпринимательской деятельности».
Данный проект закона предусматривает приведение в соответствие международным стандартам действующих механизмов передачи имущества под залог, в лизинг или передачи другим формам обеспечения обязательства с целью дальнейшего улучшения в нашей стране предпринимательской и инвестиционной среды, повышения международного рейтинга нашей страны в сфере экономики. Исходя из этого, предложено внесение необходимых изменений и дополнений в некоторые действующие законодательные акты.
Исходя из данных депутатами предложений, высказанных мнений и суждений, а также требований нормотворчества, в процессе подготовки проекта ко второму чтению в него внесен ряд редакционных поправок, из текста исключены более 30 пунктов.
На заседании также обсужден проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан».
Данный проект, направленный на коренное совершенствование денежно-кредитной политики и практики ее применения, усиление действий на пути стабильности цен, в частности, предотвращение на основе осуществляемых мер необоснованных инфляционных случаев, был принят в первом чтении 2 мая текущего года. На последующих обсуждениях депутатами были высказаны мнения и некоторые критические замечания. В соответствии с этим в процессе подготовки проекта ко второму чтению были глубоко изучены и обсуждены все затронутые депутатами вопросы. В частности, в связи с перенесением полностью статьи об институте представителя Центрального банка в коммерческих банках, связанных с этим норм, статьи о пруденциальных нормативах в Закон “О банках и банковской деятельности” данная статья и ряд связанных с ней норм (всего 4 статьи) исключены из проекта. Кроме того, он принят с внесением в проект двух новых статей, а также более 30 редакционных изменений и поправок в текст проекта.
Затем депутаты рассмотрели проект закона «О дошкольном образовании и воспитании детей дошкольного возраста». Отмечалось, что важнейшим и решающим звеном системы непрерывного образования является сфера дошкольного образования, служащая прочным фундаментом для формирования ребенка здоровой и гармонично развитой личностью. Исходя из этого, разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью предоставления юридическим лицам права оказания негосударственных образовательных услуг, расширения прав и свобод учителей, поощрения их деятельности и повышения ответственности, создания условий для оказания индивидуальных образовательных услуг, интеграции опыта развитых государств в национальную образовательную систему.
Проектом закона предусматривается внесение изменений в ряд ранее действовавших норм и правил. В частности, определяется то, что процесс раннего развития детей дошкольного возраста будет состоять из отдельных этапов. Устанавливается классификация дошкольных образовательных учреждений, организация их деятельности, права и обязанности. Также закрепляются основы осуществления государственно-частного партнерства в сфере воспитания и развития детей дошкольного возраста. С учетом зарубежного опыта предлагается порядок внедрения семейного дошкольного образовательного учреждения, позволяющего получать образование в семье, а также приема детей в дошкольное образовательное учреждение независимо от их места жительства или постоянной прописки.
По мнению депутатов, в результате принятия данного проекта закона появится возможность предотвращения проблем, возникающих в системе дошкольного образования, дальнейшего совершенствования системы и интеграции дошкольного образования с международным сообществом, в ощутимой степени улучшится качество образования.
Оживленно обсужден на заседании очередной вопрос повестки дня — проект закона «О правах лиц с инвалидностью». Обеспечение равенства лиц с инвалидностью и недопущение их дискриминации, привлечение их к общественно-политической жизни, обеспечение возможности получения образования и трудоустройства обозначены основной целью проекта. Данный проект предусматривает имплементацию требований Конвенции ООН о правах инвалидов, а также внедрение современных методов, международных стандартов в сфере защиты прав лиц с инвалидностью.
Как отметили депутаты, данный проект, охватывающий все аспекты прав и свобод лиц с инвалидностью, послужит решению ряда задач. Они почувствуют себя равноправными членами общества в каждой сфере, непосредственными участниками всех мероприятий. В частности, для лиц с инвалидностью будет обеспечен доступ к удобной физической среде — зданиям, транспорту, информационной связи, а также социальной, экономической, культурной среде, услугам здравоохранения, образования. Будет предотвращена любая форма их дискриминации. Принятие закона будет способствовать повышению возможности получения лицами с инвалидностью образования и их трудоустройства, активному участию в социально-культурной жизни, отдыху и занятиям спортом.
В нашей стране уделяется большое внимание дальнейшему укреплению роли женщин в жизни общества, созданию для них широких равных с мужчинами условий. В выступлении главы нашего государства на состоявшемся 21 июня 2019 года двадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса акцентировано внимание на вопросах создания достойных условий труда и быта для женщин, их социальной защиты, повышения социально-экономической, политико-правовой активности женщин, были высказаны предложения о гарантировании на законодательном уровне равенства прав и возможностей мужчин и женщин в целях дальнейшего повышения статуса и укрепления роли женщин в жизни общества.
Разработанный на основе данной инициативы и идеи главы нашего государства и внесенный в повестку дня заседания палаты проект закона «О гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин» всесторонне обсужден депутатами.
Отмечалось, что принимаемый впервые в истории Узбекистана данный законопроект направлен на обеспечение создания равных прав и возможностей для мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Также в проекте отражены понятия гендерного равенства, дискриминации женщин, полномочия ответственных органов, нормы по обеспечению гендерного равенства при участии в государственном управлении, приеме или найме на работу, получении кредитов и осуществлении предпринимательской деятельности, а также меры, направленные на предотвращение нарушения такого равенства. Проектом определяются полномочия Кабинета Министров, Комиссии по защите гендерного равенства женщин Республики Узбекистан, а также местных органов государственной власти в сфере обеспечения равных прав и возможностей для мужчин и женщин.
Предметом оживленных споров и дискуссий также стал еще один вопрос – проект закона «О защите женщин от притеснений и насилия». Данный проект, подготовленный на основе инициативы Президента нашей страны, также явился отражением и практическим воплощением высокого уважения и почтения к женщине, матери, олицетворяющей собой уважение и заботу, прежде всего, к семье, будущему общества. Действительно, в нынешний век глобализации защита прав и свобод женщин, их законных интересов обретает еще более актуальное значение. Особенно повышение социально-экономической и политико-правовой активности женщин становится требованием времени.
Несмотря на то, что в ряде законодательных актов проявление насилия, применение физической силы в отношении лица признано преступным деянием, на практике не уделяется должное внимание фактам насилия в отношении женщин, особенно в семейно-бытовой жизни. В связи с этим требуется законодательное упорядочение ответственности за психологическое и экономическое насилие и притеснения. Отсутствие единого закона, полностью охватывающего эти вопросы, не позволяет государственным органам вести систематизированную комплексную статистику.
Данный проект закона значим тем, что направлен на предотвращение подобных проблем, упорядочение отношений в сфере защиты женщин от притеснений и насилия в быту, на рабочих местах, в образовательных учреждениях и других местах. В проекте определены меры, направленные на предотвращение притеснений и насилия, а также ответственность за совершение таких деяний. Кроме того, отражены меры, направленные на формирование процессуальных гарантий, предусматривающих защиту лиц, подвергнутых притеснениям и насилию, утверждение в обществе атмосферы непримиримого отношения к любой форме насилия в отношении женщин. Указаны основные направления государственной политики в сфере защиты женщин от притеснений и насилия, определены полномочные органы в этой области.
Принятие данного законопроекта послужит дальнейшему улучшению отношения к женщинам в обществе, быту, на рабочих местах, в образовательных учреждениях и других местах, укреплению уважительного к ним отношения, их почитания.
На заседании также обсуждены другие вопросы, входящие в полномочия Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, приняты соответствующие постановления.
Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан