Депутаты концептуально поддержали проект Налогового кодекса в новой редакции
На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 26 ноября 2019 года пристальное внимание депутатов было приковано к проекту Налогового кодекса в новой редакции, внесенного на рассмотрение в первом чтении.
Предварительно проект был обсужден в комитетах, фракциях политических партий нижней палаты парламента. В процессе обсуждения, буквально, каждая норма кодекса была тщательно рассмотрена, отдельные нормы стали предметом оживленных дискуссий среди депутатов. Ведь данный документ имеет важное экономическое значение не только как фундаментальный нормативно-правовой акт, направленный на реализацию налоговой политики государства, но и служащий максимальному упрощению применения норм налогового законодательства, устранению противоречий и коллизий, усилению защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков.
Следует отметить, что при разработке проекта кодекса в полном соответствии с Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан важной задачей было определено, во-первых, совершенствование форм и механизмов налогового контроля, во-вторых, обеспечение наиболее полного охвата и учета объектов налогообложения и налогоплательщиков путем широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
Отмечалось, что структура проекта Налогового кодекса в принципе сохранена. Предусматривается его разделение на общую и особенную части, где четко сформулированы, как вопросы налогового администрирования, так и основные правила исчисления и уплаты налогов. Впервые расписаны права и обязанности налоговых органов, усиливается их ответственность, а налогоплательщикам предоставляются новые возможности, как выбора налогового режима, так и порядка их уплаты. Особую заинтересованность депутатов вызвало упрощение процедур налогового контроля и сокращение их видов с 13 до 3 видов.
К примеру, депутаты подчеркнули важность того, что при выездной проверке начисление налогов не будет производиться, а наоборот налоговыми органами будет оказываться консультативная помощь и содействие в исключении возможных факторов риска, выявленных на основании налогового анализа. Данное обстоятельство позволит создать систему непосредственного диалога с налогоплательщиками.
Вводится новый инструмент обеспечения уплаты налогов, внедряется порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе, устанавливаются новые правила, по которым налоговые льготы могут предоставляться Президентом Республики Узбекистан в виде снижения установленной ставки, но не более чем на 50 процентов и сроком не более чем на три года.
Парламентарии отметили, что проект кодекса содержит нормы, направленные на совершенствование механизма исчисления и порядка уплаты налогов, а также конкретизацию и упорядочение всех элементов налогообложения, что, безусловно, обеспечивает постоянность налоговых норм и ставок, которые впервые утверждаются Налоговым кодексом. Этого ждали предприниматели и бизнес-среда.
По итогам обсуждений представители фракций политических партий, концептуально поддерживая проект новой редакции Налогового кодекса, сформировали по нему свои позиции.
Члены фракции УзЛиДеП в ходе обсуждения заострили внимание на том, что больше всего сегодня смущает бизнес. Это налоговые проверки и полномочия налоговых органов. В проекте кодекса обозначено, что впредь ни один инспектор не будет иметь права самостоятельно назначать налоговую проверку. Следовательно, к добросовестному налогоплательщику, который платит исправно налоги, к нему могут годами не приходить. Если его деятельность вызывает хоть какие-то сомнения, то это будет являться основанием для проверок. По мнению фракции, такие изменения будут способствовать повышению правовой культуры налогоплательщика, развитию делового климата в стране. Это в конечном результате будет способствовать обеспечению дальнейшей свободы предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, увеличит долю субъектов предпринимательства в ВВП и окажет положительное экономическое воздействие на увеличение доходной части Госбюджета страны.
Фракция Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» отдельное внимание уделила налогу на добавленную стоимость и новшествам в его исчислении. Все они направлены на повышение конкурентоспособности национальной экономики и гармонизацию правоприменительных положений налогового законодательства Республики Узбекистан с международными нормами.
Немаловажным фактором является то, что в новой редакции документа уточняется порядок уплаты НДС за облагаемые обороты, осуществляемыми постоянными учреждениями иностранных компаний. Действующая редакция перекладывает такую обязанность на получателей услуг-резидентов Республики Узбекистан. Проектом устанавливается, что постоянные учреждения иностранных компаний будут выступать самостоятельными плательщиками НДС по осуществляемым оборотам в стране регистрации.
В проект кодекса вводится механизм по возврату НДС для иностранных туристов, так называемый «Tax free». Другими словами турист, посетивший Узбекистан, получит возможность вернуть НДС по приобретенным в Узбекистане товарам.
По мнению членов фракции, принятие нового Налогового кодекса послужит динамике реформ во всех сферах жизни.
Члены фракции НДПУ особо отметили, что проект новой редакции Налогового кодекса приобретает статус документа прямого действия. Фракция НДПУ поддерживает, что в проекте предусматривается введение льгот с социальной направленностью, усиливающих защиту определенных слоев населения с ограниченными возможностями. Например, планируется освободить от НДС товары и услуги, реализуемые юридическими лицами, в которых участвуют общественные объединения инвалидов. По мнению депутатов, такие налоговые послабления послужат дальнейшей всесторонней поддержке лиц с инвалидностью, их активному вовлечению в общественную жизнь.
Члены фракции единогласно поддерживают проект Налогового кодекса в новой редакции.
Представители фракции Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» считают нормы нового Налогового кодекса всецело созвучными программным целям и задачам партии. Фракция выступает за реализацию справедливой и эффективной налоговой и бюджетной политики в стране, направленной на защиту интересов государства и граждан, совершенствование налогового законодательства. В проекте нового кодекса особое внимание уделено вопросам внедрения налоговых преференций, в том числе предоставления налогоплательщикам налоговых отсрочки и рассрочки путем оптимизации некоторых видов налогов.
Члены фракции высказали свои предложения и рекомендации по совершенствованию норм проекта кодекса в новой редакции.
Представители депутатской группы от Экодвижения всесторонне обсудили проект нового Налогового кодекса. Основное внимание уделено порядку исчисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами, недрами. Так, планируется повысить ставки налога в случаях забора воды сверх установленных лимитов водопользования, а также при использовании водных ресурсов без разрешительных документов. Для предприятий, осуществляющих мойку автотранспортных средств воды из поверхностных источников, поднимутся размеры налогов. Это будет способствовать бережному и рациональному использованию водных ресурсов.
Внедряется ряд изменений и по налогу за пользование недрами. В проект вводится отдельная статья по этому поводу. Так, отменяется налог на сверхприбыль. В действующем налоговом законодательстве налог на сверхприбыль сохранился только на природный газ, реализуемый на экспорт.
По мнению членов депутатской группы, применение налоговых изменений в данном направлении обеспечит усиление работы в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Информационная служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан