Консультативная встреча глав Центральноазиатских государств в Ташкенте: шаги навстречу будущему
29 ноября 2019 года в городе Ташкенте состоялась вторая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии.
Как представляется, значение таких встреч выходит далеко за рамки обычных многосторонних переговоров, что объясняется как системными сдвигами, которые происходят на глобальном уровне, так и формирующимся новым качеством международных процессов в самом регионе.
Не вызывает сомнений, что в современный достаточно сложный период повышенной турбулентности, непредсказуемости, снижения доверия, конфликтов, высокого уровня террористической активности возрастает международная роль тех стран и регионов, в которых выстраиваются возможности для устойчивого поступательного развития.
Центральная Азия, обладающая собственной ярко выраженной идентичностью, общей историей и элементами культуры, остро нуждается в современных скрепляющих механизмах, способных предоставить возможность государствам и народам максимально использовать имеющиеся возможности, а в перспективе – создать и предложить миру собственную эффективную модель регионального взаимодействия.
В этих условиях востребованность доверительного диалога, политических консультаций и практического взаимодействия многократно возрастает. Она обусловлена заинтересованностью центральноазиатских государств в том, чтобы максимально подготовиться к отражению вызовов и использовать открывающиеся возможности.
Курс на регионализацию, то есть на развитие многостороннего сотрудничества и интеграционных процессов в Центральной Азии был предложен и последовательно продвигается в жизнь Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, которому удалось поместить в политический контекст существующий запрос на перемены.
За удивительно короткий исторический срок получилось решить ряд наиболее острых проблем с соседями (границы, водопользование и другое). Это было только начало – своего рода расчистка территории под масштабное строительство.
Выстраивание новой архитектуры международных отношений в Центральной Азии и тесных экономических взаимосвязей не имеет разумной альтернативы. Становление и укрепление национальных государств в Центральной Азии со своими национальными приоритетами неизбежно порождает тенденцию к политической и экономической фрагментации региона. Выделяются крупные государства-лидеры, располагающие большим человеческим капиталом и ресурсами, и одновременно государства, нуждающиеся в определенной поддержке. Эта объективная тенденция может быть сбалансирована расширением сотрудничества и получением взаимной выгоды от сопряжения национальных программ.
В нынешнем высококонкурентном мире государствам Центральной Азии перспективнее выступать вместе на международной арене и вместе обеспечивать продвижение своих интересов. Консультативные встречи нацелены именно на такой вариант регионализации, позволяющий центральноазиатским государствам наиболее эффективно использовать имеющийся у них потенциал.
Возвращаясь к непосредственным результатам Консультативной встречи, хотелось бы отметить такую фундаментальную задачу, как согласование единого видения многостороннего сотрудничества в Центральной Азии. Собственно, наличие общего видения и подхода к принципам сотрудничества является основой для практических действий. Внес ли нынешний консультативный диалог свой вклад в такое видение? Безусловно, да. Имелись ли предпосылки? Да, они постепенно выстраивались. Взять хотя бы шаги по сплочению сил на международной арене. Не случайно в итоговом документе перечислены резолюции Генассамблеи ООН, совместно инициированные странами региона и отвечающие общечеловеческим интересам.
Консультативная встреча "позволила всесторонне рассмотреть перспективные направления, формы и механизмы дальнейшего развития сотрудничества в областях торговли, экономики, инвестиций, транспорта и транзита, сельского хозяйства, промышленной кооперации, охраны окружающей среды, энергетики, водных ресурсов, туризма, науки и культуры".
Следует отметить в данном контексте уместность и своевременность инициатив, озвученных През
идентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. В частности, готовность к дальнейшему углублению торгово-экономических и инвестиционных связей в Центральной Азии для максимального задействования конкурентных преимуществ региона. Инициатива по развитию кооперации преследует цель расширения торговли и создания новых рабочих мест, что имеет немаловажное значение для стран региона. Узбекистан предложил развивать сотрудничество в сельхозмашиностроении, автомобилестроении, электротехнической, текстильной промышленности, аграрном секторе. Вновь озвучено предложение провести в Ташкенте инвестиционный форум стран Центральной Азии.
Принципиально важной для обеспечения роста малого и среднего бизнеса, который призван стать основным драйвером регионального сотрудничества, является идея проводить ежегодные встречи руководителей торгово-промышленных палат.
К этому можно добавить создание современной производственной инфраструктуры и системы транспортных коридоров в Центральной Азии. Как известно, Центральная Азия – это регион, не имеющий выхода к морским коридорам. Для центральноазиатских стран развитие связей с внешним миром – это не только «окно» в мир, но и фактор, укрепляющий региональное сотрудничество.
Отдельной строкой следует отметить инициативы Ташкента по осуществлению совместных проектов по созданию современной энергетической инфраструктуры в регионе. С учетом ранее имевшихся проблем такое предложение можно считать прорывным.
Важнейшим вопросом, специально акцентированным на Консультативной встрече, была открытость региона внешнему миру, готовность к экономическому сотрудничеству и диверсификации связей с другими странами, международными и региональными организациями с учетом общемировых тенденций к формированию структур многосторонней координации и кооперации.
Хотелось бы отметить, что курс на кооперацию по самым различным направлениям выгодно отличает Центральную Азию от ряда других регионов, например от Ближнего Востока, где конфликты все больше отдаляют государства друг от друга и наносят существенный удар по уже существующим многосторонним организациям.
В целом у государств Центральной Азии есть все основания выработать и представить новую модель межстранового взаимодействия. В этом регионе сформировались светские государства, бережно относящиеся к сохранению своей культуры и традиций. Государства региона достигли высокого уровня доверия, позволяющего с общей выгодой использовать историческую, культурно-этническую общность в качестве недооцененного до сих пор капитала.
Центральная Азия, а именно Таджикистан – это пример модели политического урегулирования внутреннего, но интернационализированного конфликта, которая имеет ценность для урегулирования других современных конфликтов.
Одним из таких конфликтов остается афганская проблема. Сохранение нестабильности в этой стране является одним из факторов, сдерживающих работу над крупнейшими инфраструктурными проектами. Участие в стабилизации ситуации в Афганистане может открыть новые возможности. Не случайно об этом специально говорится в итоговом документе Консультативной встречи.
Подводя итоги, можно сказать, что в Центральной Азии стремительно развиваются новые тенденции – на сближение и сотрудничество. Их необходимо поддерживать и наполнять реальной работой. А это значит, что за нынешней Консультативной встречей последуют новые встречи и консультации, обмен мнениями, возможная корректировка ряда задач и реализация поставленных целей.
Ирина ЗВЯГЕЛЬСКАЯ, руководитель Центра ближневосточных исследований Института мировой экономики и
международных отношений Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор
УзА