О мерах по дальнейшему развитию сферы педагогического образования
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране реализуются последовательные меры по поднятию на новый этап системы образования и воспитания, совершенствованию качества подготовки педагогических кадров на основе передовых международных стандартов, а также повышению уровня охвата высшим педагогическим образованием.
В частности, в целях своевременного удовлетворения потребности в высококвалифицированных специалистах, возникшей в результате расширения охвата дошкольным образованием, внедрения системы 11-летнего общего среднего образования и расширения масштаба подготовки кадров с высшим образованием в последние годы налажена деятельность 1 зарубежного и 4 отечественных высших образовательных учреждений, специализированных на подготовке педагогических кадров, а также организованы совместные образовательные программы с зарубежными государствами в данной сфере образования.
Вместе с тем результаты проведенного анализа обеспечения высококвалифицированными кадрами социальной сферы и отраслей экономики показывают, прежде всего, необходимость усиления внимания к качеству подготовки кадров для сферы образования, широкого внедрения передового зарубежного опыта в данную сферу, улучшения инфраструктуры педагогического образования.
В целях дальнейшего совершенствования сферы педагогического образования, обеспечения профессиональными педагогическими кадрами для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями и навыками применения педагогических технологий, вносящих достойный вклад в социально-экономическое развитие страны, внедрения передовых образовательных технологий в данную сферу, а также осуществления задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года:
1. Определить приоритетными направлениями развития сферы педагогического образования:
подготовку профессиональных педагогических кадров, прочно освоивших методы воспитания и обучения, информационно-коммуникационные технологии и иностранные языки, обладающих навыками применения современных педагогических технологий в образовательном процессе;
выявление молодежи, проявляющей повышенный интерес к педагогической профессии, а также внедрение непрерывной системы ее целевой подготовки и воспитания;
совершенствование учебных планов и программ по направлениям образования и специальностям сферы педагогического образования на основе передового зарубежного опыта, создание и внедрение в практику инновационных учебно-нормативных и образовательных ресурсов;
улучшение качества образования, подготовку конкурентоспособных кадров, эффективную организацию научной и инновационной деятельности путем обеспечения в сфере тесной взаимосвязи образования, науки и производства;
регулярное изучение запросов и требований заказчиков педагогических кадров, развитие взаимного сотрудничества с ними, а также определение и реализацию научно обоснованных перспективных планов подготовки педагогических кадров;
создание дополнительных условий для непрерывного развития профессионального мастерства педагогических кадров в результате внедрения цифровых технологий в высшее педагогическое образование и обеспечения прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий;
системное развитие и совершенствование управленческой деятельности в высших образовательных учреждениях по подготовке педагогических кадров;
улучшение инфраструктуры и дальнейшее расширение международного сотрудничества в сфере педагогического образования;
повышение эффективности процессов формирования современных педагогических кадров, обладающих высокой культурой, практическими профессиональными навыками, прочно освоивших методы воспитания и обучения, критерии оценки.
2. Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования и Государственной инспекции по контролю за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан о подготовке кадров по некоторым направлениям сферы педагогического образования в рамках образовательных программ бакалавриата со сроком обучения 3 года в целях оптимизации процесса подготовки специалистов-педагогов с высшим образованием, принимая во внимание объем учебных программ.
3. Утвердить Перечень некоторых направлений образования бакалавриата сферы педагогического образования, подготовка кадров в которых начиная с 2020/2021 учебного года осуществляется на основе образовательных программ бакалавриата со сроком обучения 3 года, согласно приложению.
4. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования Республики Узбекистан в целях обеспечения всех образовательных учреждений профессиональными педагогическими кадрами, способными воспитать самостоятельно мыслящую молодежь, обладающую современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами:
в срок до 1 апреля 2020 года разработать предложения по механизмам определения уровня склонности абитуриентов к педагогической профессии при приеме на учебу на направления образования бакалавриата сферы педагогического образования, а также обеспечить проведение их широкого общественного обсуждения посредством Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, средств массовой информации и всемирной информационной сети Интернет;
в срок до 20 апреля 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения о результатах обсуждения механизмов определения уровня склонности абитуриентов к педагогической профессии.
5. В целях улучшения инфраструктуры педагогического образования в регионах, системного развития и совершенствования управленческой деятельности высших образовательных учреждений по подготовке специалистов для сферы образования создать:
Педагогический институт Самаркандского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Самаркандского государственного университета;
Педагогический институт Андижанского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Андижанского государственного университета;
Педагогический институт Бухарского государственного университета на базе направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Бухарского государственного университета;
Педагогический институт Термезского государственного университета на базе Термезского филиала Ташкентского государственного педагогического университета, а также направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Термезского государственного университета;
Педагогический институт Каршинского государственного университета на базе Шахрисабзского филиала Ташкентского государственного педагогического университета, а также направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры сферы педагогического образования Каршинского государственного университета.
6. Установить, что педагогические институты, образование которых предусмотрено пунктом 5 настоящего постановления:
финансируются в рамках средств, выделяемых Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на 2020 год как распределителю бюджетных средств первого уровня республиканского бюджета Республики Узбекистан, недостающая часть – за счет собственных средств высших образовательных учреждений;
по статусу приравниваются к филиалу отечественного высшего образовательного учреждения.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять правительственные решения:
в двухмесячный срок по организации деятельности педагогических институтов, предусмотренных пунктом 5 настоящего постановления;
в трехмесячный срок по кардинальному совершенствованию деятельности Кокандского государственного педагогического института и Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области.
8. Предоставить Ташкентскому государственному педагогическому университету право присвоения научных званий доцента и профессора по специализациям педагогики и методики преподавания высококвалифицированным работникам, ведущим непрерывную научно-педагогическую деятельность, обладающим глубокими профессиональными знаниями и достижениями в соответствующей сфере.
9. Начиная с 2020/2021 учебного года:
а) внедрить следующие механизмы:
формирования целевых параметров приема по регионам с высокой потребностью в педагогических кадрах с высшим образованием в сферах народного образования и дошкольного образования в рамках показателей приема на учебу на основе государственного гранта параметров государственного заказа с условием пятилетней отработки в соответствующем регионе;
формирования целевых параметров приема по регионам с высокой потребностью в профессиональных педагогических кадрах в сфере высшего образования в рамках показателей приема на учебу на основе государственного гранта параметров государственного заказа в магистратуру высших образовательных учреждений, обладающих высоким потенциалом, с условием пятилетней отработки в высшем образовательном учреждении соответствующего региона;
б) Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, а также Академии наук Республики Узбекистан в срок до 1 декабря соответствующего года приема обеспечить оформление со студентами, принятыми на учебу по целевым параметрам, договоров, отображающих обязательства, предусмотренные в подпункте «а» данного пункта;
в) организовать на первоначальном этапе учебный процесс в Ташкентском государственном педагогическом университете на основе кредитно-модульной системы образования с совершенствованием при этом учебных планов и программ;
г) внедрить порядок сдачи наряду с профессиональными (творческими) экзаменами тестовых испытаний по трем обязательным предметам – родному языку (узбекскому, русскому или каракалпакскому языкам), математике и истории Узбекистана для приема на учебу по требующим специальных навыков направлениям образования бакалавриата сферы педагогического образования, принимая во внимание важное значение общеобразовательных предметов в педагогической деятельности. При этом установить проведение тестовых испытаний по трем обязательным предметам, как правило, после объявления результатов профессиональных (творческих) экзаменов.
10. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о создании Республиканского педагогического образовательного ресурсного центра на базе Республиканской научно-педагогической библиотеки при Ташкентском государственном педагогическом университете в целях совершенствования деятельности и улучшения ее материально-технической базы;
совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан на основе предложений высших образовательных учреждений, начиная с 2020/2021 учебного года, наладить систему получения базовой и дополнительной специальностей (квалификаций) по направлениям образования бакалавриата, учебные программы которых близки по содержанию, в целях полноценного обеспечения общеобразовательных средних школ педагогическими кадрами с высшим образованием.
11. Министерству народного образования совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан обеспечить создание всех необходимых условий для преподавания студентами в период прохождения ими педагогической практики.
12. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
13. Установить следующий порядок исполнения настоящего постановления:
министру высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидову И.У. – принять необходимые меры по налаживанию деятельности создаваемых педагогических институтов, обеспечить налаживание учебного процесса по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры сферы педагогического образования всех высших образовательных учреждений на основе кредитно-модульной системы образования, а также внедрение системы получения базовой и дополнительной специальностей (квалификаций) по направлениям образования бакалавриата, учебные программы которых близки по содержанию, оказать методическую и практическую помощь ответственным министерствам и ведомствам в реализации задач, определенных в настоящем постановлении;
хокиму Андижанской области Абдурахмонову Ш.К., хокиму Бухарской области Барноеву У.И., хокиму Кашкадарьинской области Мирзаеву З.Т., хокиму Самаркандской области Турдимову Э.О., хокиму Сурхандарьинской области Боболову Т.А. – оказать всестороннее содействие в полноценном налаживании деятельности педагогических институтов, создаваемых в регионах;
руководителям ответственных министерств и ведомств – принять необходимые меры по своевременному, качественному и полноценному выполнению мероприятий, предусмотренных в настоящем постановлении;
генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., исполняющему обязанности председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д. – организовать статьи, брифинги, пресс-конференции, тематические передачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
27 февраля 2020 года